afuchs: (Default)
[personal profile] afuchs
В фейсбуке один человек из Израиля (приблизительный профиль: историк, религиовед, экскурсовод) даёт ссылку на запись в ЖЖ, где подобраны картины Зои Черкасской, в основном, на тему первых лет репатриации русских евреев в Израиль. В результате оказывается, что большая часть наших с ним druzej как-то ортогональна, но это не важно. Для меня интересным является то, что наконец наставший почти безграничный доступ к культурному достоянию человечества, к живописи в частности, никак не меняет набор штампов и штампиков в головах у потребителей. Многие люди не понимают, что такое "мнение"; что такое "суждение". Для меня искусство существует (full disclosure!), кроме прочего, для того, чтобы нарочно разворачивать восприятие, чтобы не подтверждать, а опровергать, заставлять меня изменить то или иное любимое мнение. Это чтоб не распыляться о пресловутом необъяснимом. Бытует, однако, "мнение", что искусство - это то, что уже в голове. В формативный период дитя научилось, значит, отделять зёрна от плевел, приобрело меру всех вещей, и далее применяет: подходит или не подходит? Искусство или не искусство?

Сейчас тяжело это понимать, вспоминая, но в 80-е годы в передаче "Музыкальный ринг" более или менее известные рок-музыканты должны были не просто сыграть концерт перед публикой, а выставить своё творчество публике на суд. В перерыве люди в свитерах и очках, с карандашами за ушами и планшетами через плечо, а кое-кто и в пиджаке со значком, гомонили "за" и "против", составляли списки аргументов; музыканты отвечали на вопросы позаковыристее; по окончании выступления подводились итоги и музыкантам объявляли вердикт. Уж не помню, что музыканты должны были сделать с этим вердиктом общественного вкуса.

В том же (!) фейсбуке кто-то недавно писал об оценочных суждениях экспатов и просто патов из СССР, неизбывной тяге смерить (под ту гребёнку, которая ещё со школьного времени торчит из заднего кармана) и неизменно осудить, не задумываясь о том, откуда и когда, и в каком контексте появился тот "консенсус", под который наточена их гребёнка; консенсус давно никому не нужен, нет его, но нужно оставаться "приличным человеком"; главный признак приличного человека - способность и полномочия уличать неприличность во всех и во всём.

В общем хоре, который нараспев судачит о творчестве Зои Черкасской в упомянутой записи, можно разобрать несколько основных голосов. Одно суждение заключается, например, в том, что всё было на самом деле не так, не было всей этой грязи, ужаса, безнадёги. Почти всякий поющий в этом голосе немедленно начинает фальшивить, утверждая, что каждый замечает своё, в луже видать не только грязную воду, но и синее небо. Однако присутствие грязной лужи, значит, не оспаривается, осуждается только отображение (рефлексия) этой самой грязи в "искусстве" и смутно подразумевается какая-то функциональная направленность, мораль, что ли, в этом самом искусстве. Это суждение мне понятно. Оно имеет место, кажется, в любую эпоху и временами, действительно, ложится в основу общественного восприятия искусства и на это самое искусство тоже, значит, влияет.

Таким образом мы получаем феномен "дегенеративного искусства" и "пидарасов" вместо художников.

Здесь осуществляется, собственно, переход к полному отказу в статусе художника (интересно, между прочим, что один из критиков уверен, что автор представленных картин не живёт в Израиле, не может жить в стране, которую она так отображает - это подключение к целому комплексу, о котором здесь нет речи); с этого отказа я начал. Один из "критиков" пишет:

Живопись - не перфоменс. Спросите себя, желаете ли вы видеть на стене своего салона в течении многох лет испражняющегося в центре грязного двора мужика? Причем написанного в примитивно-карикатурной манере. Как это будет воспитывать ваших детей и внуков? Будет ли на это приятно смотреть вашим гостям. Если ваш ответ положительный, можете не отвечать.


Здесь, как говорится, всё прекрасно.

1. Определение живописи через обратное, с параллельным введением термина "перформенс", у большинства единомышленников сразу вызывающего отторжение: речь идёт о грязном, насильственном абсурде.
2. Уточнение: испражняющийся мужик (кажется, стаффаж на целых двух картинах). Вводится также слово "салон": в израильском просторечии "гостиная комната", но вместе с тем подготовка к функциональному подходу и определению назначения и смысла любого произведения искусства. На самом деле, это, конечно, исконный критерий "я бы это на стенку дома не повесил", примитивный и карикатурный гораздо более, чем срущий мужик. С другой стороны этот критерий позволяет культуртрегеру увидеть в своём скромном жилище, например, гигантское батальное полотно с конями и катапультами, или девятый вал и крушащиеся мачты, и вознестись над толпой, испытать то чувство, которое в данной дискуссии называют "катарсисом" (попробовать: "критический гюбрис").
3. Собственно нехитрое суждение: примитивно, карикатурно. На фоне сказанного это обосновывать не надо.
4. Собственно функциональное определение искусства: воспитывать детей и внуков. Здесь подчёркнута возрастная составляющая: внуки наделяют автора сединой и мудростью.
5. Коррекция: несомненно нужно учесть эстетическую составляющую. Приятно ли? Автор мнения, уже помещённый в салон и окружённый поколениями хорошо воспитанных детей, становится здесь гостеприимным хозяином.
6. Вывод ясен, а суждение самодостаточно. С ним не нужно и не возможно спорить, оно исключает инакомыслие. Если ваше мнение не совпадает с изложенным, вам лучше промолчать: вашего мнения просто нет и не может быть.

Эта риторика убийственна, потому что она сильна. Она способна пережить исторические катаклизмы, смены власти и государственного строя. Ей не нужен корм, она произрастает на полной пустоте, но в тяжёлых условиях она может питаться человеческим мясом. Вот и меня она сожрала.

Date: 2016-04-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] navi03.livejournal.com
Я подобные дискуссия читать перестала. Они меня просто выводят из себя - и толку?
У меня раньше возникало непреодолимое желание людей переубедить и научить, пояснить, что они не правы.
Но потом я пришла к выводу, что для того, чтобы это сделать, мне нужно было бы этих всех людей усыновить в раннем детстве и воспитывать хотя бы лет до 13-17 (возраст моих младших детей, у которых я плоды воспитания уже могу наблюдать достаточно чётко). А поскольку таковое совершенно невозможно, я перестала спорить, перестала пытаться кого-то научить, перестроить или перенаправить. Это на самом деле совершенно невозможно сделать за один раз.

Те, кто с вами согласен, прочитают вашу статью и снова согласятся, а те, кто не согласен, всё равно останутся при своём мнении.
Edited Date: 2016-04-10 03:25 pm (UTC)

Date: 2016-04-10 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
я давно уже далёк от какого-либо искусства, но могу только сказать что меня немного раздражает попытка шокировать/эпатировать методами столетней давности (пример из головы - магендавид из свастик - этому методу десятки лет уже)

Date: 2016-04-10 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
кроме того, у совецких граждан (и я органически не исключение, а ты видимо да) сидит догма что искусство - дело государственное. что это придаток идеологии. и даже с досовецких тоже.
в этом смысле дихотомия набоков-чернышевский (ложная, как и другие) остается актуальной и решаемой каждым индивидуумом для себя заново.

Date: 2016-04-10 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
вообще, у иванова-петрова написано что, мол, общение - это интеракция, не сводящаяся к обмену информацией.
тогда искусство - это высказывание, обладающее небуквальностью, избыточностью, метафоричностью.

Date: 2016-04-11 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] asymptota.livejournal.com
по законам жанра надо давать линк на срачик! сразу видно, что ты не рубишь в академизме (мы же тоже хотим знать историка в лицо:)

по поводу Черкасской я совершено согласна. лично я бы её уважала даже только за жизненную позицию и актуальность, безотносительно художественной ценности.

мне другое интересно, ты считаешь, что не должно быть никакого "суда" вообще? я временами вижу такое, что мне тоже, как авторам этих комментариев, хочется биться головой об стенку и орать - это не исскуство! хотя понятно, что у меня другие критерии, чем у критиков ЗЧ.
т.е. с позицией, искусство это всё, что художник так называет, мне тоже как то неуютно.

Profile

afuchs: (Default)
afuchs

January 2026

S M T W T F S
    123
4567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 18th, 2026 05:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios